12 обязательных упражнений
для развития фонематического слуха.
Развитие фонематического слуха – обязательное условие грамотного письма.
Умение различать и дифференцировать звуки речи, а позже обозначать звуки буквами лежит в основе правописания. Поэтому так важно уметь выполнять все перечисленные ниже упражнения.
Упражнения:
1. Выделения из слова первого звука.
2. Выделения из слова последнего звука.
3. Наличие (есть, нет) заданного звука в слове.
4.Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.
5.Придумывание слов с заданным звуком.
6.Придумывание слов с заданным звуком в заданном месте( в начале слова, середине, конце).
7. Определение количества звуков в слове.
8.Определение последовательности звуков в слове (порядковый номер звука: какой звук второй, четвёртый);
(какой звук стоит после, перед, между заданных звуков).
9.Характеристика заданного звука.
Какой звук первый в слове синица?
Звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.
10.Придумывание слов с заданной характеристикой.
Придумай слово, чтобы первый звук в слове был согласный, глухой, мягкий.
11.Выкладывание звуковой схемы слова, где каждый звук обозначается условным знаком.
Например: гласный звук – красный квадрат, согласный твердый звук – синий квадрат, согласный мягкий звук – зеленый квадрат.
12.Придумывание слов по заданной звуковой схеме.
Примеры конкретных упражнений.
1.Назови первый звук в словах: астра, кот, нож, утка, ива, осень, рыба, лиса, трактор.
2.Назови последний звук в словах: весна, кот, дом, сыр, носки, кенгуру, сын, стол.
3.Скажи: есть или нет звук [у] в словах: лук, утка, сыр, лыжи, дом, кубик, кенгуру, лист, зуб, рыба.
4.Скажи: где находится звук [у] в словах в начале, в середине или в конце: утка, лук, кенгуру, кубик, усы.
5.Придумай слова со звуком [у].
6.Придумай слова со звуком [у] в середине.
7.Скажи: сколько звуков в словах: дом, мама, кошка, рыба, карандаш, фонтан, крокодил.
8.Назови первый звук в слове носки, назови пятый звук, назови звук, который стоит после звука [о], перед звуком [к’],
между звуками [с] и [и]
9.Расскажи о четвёртом звуке в слове носки.
10.Придумай слово, чтобы последний звук в слове был гласный.
11.Составь звуковую схему слова носки.
12.Придумай слово по схеме.
|