Как прочитать выразительно стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро».
В этой статье дана разметка текста для подготовки к выразительному чтению:
1. В скобках указано настроение, которое должно быть передано при чтении этих строк.
2. Подчеркнутые слова нужно выделить голосом.
3. Знак / обозначает короткую паузу, знак // - длинную паузу.
Чтобы понять, как сформировать у детей навыки выразительного чтения читайте статьи цикла «Как научить ребенка читать выразительно».(1 часть, 2 часть, 3 часть)
(восхищение, восторг)
Мороз/ и солнце;/ день чудесный!//
(удивление)
Ещё ты дремлешь,/ друг прелестный, -//
(нетерпение)
Пора,/ красавица,/ проснись://
(просьба)
Открой,/ сомкнуты негой взоры/
(восхищение)
Навстречу/ северной Авроры,/
Звездою севера явись!//
(вопрос)
Вечор,/ ты помнишь,//
(напряжение, неудовольствие)
вьюга злилась,/
На мутном небе/ мгла носилась;//
Луна,/ как бледное пятно,/
Сквозь тучи мрачные желтела,//
(грусть, огорчение)
И ты/ печальная сидела –//
(радость)
А нынче…//
(призыв, радостное удивление)
погляди в окно:/
(восхищение)
Под голубыми небесами/
Великолепными коврами,/
Блестя на солнце,/ снег лежит;//
Прозрачный лес один чернеет,/
И ель сквозь иней зеленеет,/
И речка подо льдом блестит.//
(более спокойный тон, удовольствие, тихая радость)
Вся комната/ янтарным блеском
Озарена.// Весёлым треском/
Трещит/ затопленная печь.//
Приятно думать у лежанки./
(смена настроения, радостное возбуждение)
Но знаешь:// не велеть ли в санки/
Кобылку бурую запречь?//
( предвкушение удовольствия, мечтательность)
Скользя по утреннему снегу,/
Друг милый,/ предадимся бегу/
Нетерпеливого коня//
И навестим/ поля пустые,/
Леса,/ недавно столь густые,/
И берег,/ милый для меня.//
А. С. Пушкин.
|