В предыдущей статье мы научились определять настроение текста и передавать его при чтении, выбирая правильный тон (эмоциональную окраску голоса)
Сегодня мы научимся определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.
Для этого нужно:
1) выбрать отрывок для чтения.
2)Прочитайте этот отрывок выразительно сами,
3)спросите, всё ли понятно в этом тексте.
4)Прочитайте первое предложение сами вслух, выделив голосом слова, которые помогают понять смысл.
5)Определите вместе с ребёнком (сначала спросите у него, затем выскажете своё мнение) :
Какие слова помогают понять смысл этого предложения?
Если трудно, приведите пример.
Пример: в стихотворении Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо» подчёркнутые слова помогают понять смысл :
«Крошка сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
«Что такое хорошо,
И что такое плохо?»
6)Подчеркните в вашем отрывке главные (помогающие понять смысл) слова.
7)Объясните ребёнку :
«Для того чтобы выделить голосом какое-то слово нужно:
-прочитать его громче, чем другие
-после прочтения этого слова сделать паузу( чуть-чуть помолчать)
8)Потренируйтесь вместе с ребёнком читать предложение, выделяя голосом главные слова.
9)Прочитайте следующее предложение, выделите в нём главные слова.
Тренируйтесь (читайте с ребёнком по очереди, Вы читаете для того, чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у Вашего ученика не получится выделять голосом главные слова.
10)Подведите итог. Скажите:
«Сегодня мы научились определять главные слова и выделять их голосом (читать громче других слов и делать остановку после прочтения)»
В методической литературе выделение голосом главных слов ещё называют расстановкой логического ударения.
Тренируйтесь расставлять логическое ударение так:
Выберите фразу. Например,
«Осенью грачи улетают на юг».
Сначала читайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом первое слово. Вот так:
«Осенью грачи улетают на юг?»
Ответьте на вопрос. Прочитайте с повествовательной интонацией, выделяя голосом первое слово. Вот так:
«Осенью грачи улетают на юг.»
Дальше читайте, выделяя голосом второе (третье и т.д.)слово, чередуя вопрос и ответ.
«Осенью грачи улетают на юг?»
«Осенью грачи улетают на юг.»
«Осенью грачи улетают на юг?»
«Осенью грачи улетают на юг.»
«Осенью грачи улетают на юг?»
«Осенью грачи улетают на юг.»
Регулярно упражняйтесь в определении
(подчеркивании) главных слов в текстах и выделении их голосом при чтении.
В следующей статье цикла «Как научить ребёнка читать выразительно» мы научимся расставлять короткие и длинные паузы, читать в разном темпе.
|