Как научить ребёнка читать выразительно.
(3 ЧАСТЬ)
В предыдущих статьях мы научились определять настроение текста, передавать его при чтении, выбирая правильный тон (эмоциональную окраску голоса), а также определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.
Сегодня мы научимся определять нужный темп чтения, читать в разном темпе, расставлять и соблюдать короткие и длинные паузы при чтении.
1)Выберите 2 отрывка: один из которых нужно читать в быстром темпе, другой в медленном.
*как правило, темп чтения зависит от
а) содержания (о чём текст)
б) настроения
Грустные стихи читаются медленнее, чем радостные.
в) типа речи
Повествование (рассказ о последовательно совершаемых действиях) читается быстрее, чем описание или рассуждение.
2)Прочитайте вслух оба отрывка в разном темпе.
Спросите у ребёнка, какой отрывок Вы прочитали быстрее.
3)Обсудите с ребёнком, почему этот отрывок нужно читать быстрее, чем другой.
(Выслушайте мнение своего ученика, потом выскажете свою точку зрения)
4. Совместно сделайте вывод, от чего зависит скорость (темп) чтения:
От содержания ( о чём текст)
От настроения
ОТ типа речи (повествование, описание, рассуждение)
5) Тренируйтесь читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном)
6)Если ребёнку трудно менять темп, дайте образец чтения.
7)Тренируйтесь вместе с ребёнком определять, в каком темпе нужно читать тот или иной отрывок.
8) Научимся расставлять короткие и длинные паузы.
Скажите ребёнку:
«Пауза – это остановка во время чтения.
Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду). Будем обозначать их в тексте короткой наклонной чертой (/).
Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова.
Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды). Будем обозначать их двумя наклонными чертами.(//)
Длинные паузы делают в конце предложения.
9) Тренируйтесь расставлять короткие(/) и длинные(//) паузы в тексте, где стоят знаки препинания, и Вы уже выделили главные слова.
10) Тренируйтесь с ребёнком читать короткие отрывки, где вы вместе уже расставили короткие и длинные паузы.
В цикле статей « Учимся читать выразительно» (1часть, 2часть, 3часть) я дала Вам пошаговую инструкцию, как нужно проанализировать отрывок и подготовить его для выразительного чтения. Образец такого анализа смотрите здесь.
|